Письменность и греческий язык

Письменность впервые появилась в Месопотамии (современный Ирак) приблизительно в середине четвертого тысячелетия до нашей эры.

Глиняные таблички с идеографическим письмом

Глиняные таблички с идеографическим письмом (3200-2900 до н.э.)

Примерно  тем же периодом датируется появление письменности и в Египте.

Первая письменность в эгейском регионе появилась на острове Крит. Речь идёт о критском иероглифическом письме, которое основывалось на большом количестве пиктограмм и на идеографических знаках. Это письмо насчитывало порядка  90 силлабических знаков.

Кноский глиняный медальон

Кноский глиняный медальон. Критское «иероглифическое» письмо.

Около 1800 года до нашей эры в распоряжении сложного управленческого механизма минойских дворцов появилась своеобразная система письменности, схожая с силлабической.

Так называемое критское «А – линейное письмо», полностью пока не расшифровано, а язык, на котором тогда разговаривали на острове Крит, остается всё ещё неизвестным.

Сравнительная таблица силлабических знаков А-линейного и Б-линейного письма

Сравнительная таблица силлабических знаков А-линейного и Б-линейного письма

Самые древние артефакты из фестского дворца, на ряду с другими находками, сделанными во всех значимых местах минойской культуры указывают, что эта система письменности использовалась вплоть до 1400 года до нашей эры.

Гораздо ранее, приблизительно около 2000 года до нашей эры, на самой южной окраине Балканского полуострова появились первые греко-язычные племена, пришедшие с севера. Однако прошло несколько столетий прежде, чем была сделана первая запись именно на греческом языке. Это произошло приблизительно в середине второго тысячелетия, а сама система силлабического письма была названа современными учеными «Б – линейным письмом».

«Б-линейное письмо» основывалось на минойском «А-линейном письме». Использовалось 90 силлабических и 90 идеографических обозначений, а так же определённые знаки, обозначающие цифры.

Основные силлабические знаки Б-линейного письма

Основные силлабические знаки Б-линейного письма

Как в минойской, так и в микенской дворцовой культуре, для нужд власти требовалась передача неискаженной информации непосредственно с места и момента ее появления. Надписи, относящиеся к «Б – линейному письму», были найдены на керамических сосудах и табличках при раскопках Микен, Тиринфа, Кноса, Фив, Асин и Пилоса.

Глиняная табличка с Б-линейным письмом

Глиняная табличка с Б-линейным письмом из Пилоса

На протяжение многих лет содержание этих надписей оставалось неизвестным, пока в 1952 году эта система «Б – линейного письма» не была расшифрована английским архитектором М. Вентрисом (М. Ventris) в сотрудничестве с известным эллинистом Дж. Чедвиком (J. Chadwick).

Предполагается, что относительно ограниченный круг людей мог использовать эту систему для чтения и еще меньшее число людей могло делать записи.  Появление данной системы письма, в первую очередь, было продиктовано необходимостью удовлетворения непосредственно управленческих нужд административного механизма микенских дворцов.

С упадком микенской дворцовой культуры, где-то около 1200 года до нашей эры, письменность исчезает, по большому счету из-за распада централизованной системы административного управления.

В действительности, с упадком микенской культуры, создание письменных памятников на греческой территории не происходило в течение нескольких веков.

В эпосах Гомера, которые, помимо прочего,  имеют большое значение, как источник информации о так называемых «темных веках» (12-9 века до нашей эры),  повествуется о жизни героев в обществе, в котором не было письменности.

Только приблизительно в 800 году до нашей эры, когда слабо организованные сообщества, управляемые местными правителями-архонтами периода «темных веков» стали замещаться греческими городами-полисами, была адоптирована новая система письменности, так называемое «алфавитное письмо», которое совершенно отличалось от «Б – линейного письма».

Для «Б – линейного письма»  характерным было то, что каждый из силлабических знаков обозначал  отдельно произносимый слог. Несмотря на то, что в «Б – линейном письме» имелись обозначения и для обыкновенных гласных звуков, которые в основном использовались в начале слов, в сменившем его новом виде письменности, основанном на на принципе «один звук одна буква», полностью игнорировались старые символы «Б – линейного письма».

Греки переняли письменные знаки и их названия из северо-семитской системы письменности, причем сами буквенные обозначения были модифицированы в соответствии с особенностями греческого языка.

Северо-семитский алфавит, основанный на принципе «один звук одна буква», состоял из букв, которые обозначали только согласные звуки.

Однако для соответствующего восприятия информации, передаваемой письменно на греческом языке, потребовалось использование графических символов для обозначения гласных звуков, которые ставились либо в середине, либо в окончании слов.

Для графического обозначения гласных звуков греки использовали буквы, которые в северо-семитском алфавите обозначали согласные или полугласные звуки. Были заимствованы семитские обозначения непосредственно для греческих гласных букв α, ε, ι, ο, в то время как графическое обозначение гласных букв υ и ω является именно греческим изобретением.

Предполагается, что изначально в греческом алфавите было  порядка 26 или 27 букв. Тем не менее, по всей видимости, ни в одном из греческий полисов не использовались абсолютно все буквы алфавита. В каждом из полисов использовалось ровно столько букв, сколько было необходимо в зависимости от диалектных особенностей языка.

Алфавиты греческих полисов_1

Алфавиты греческих полисов

Из всех букв алфавита в целом только 5 букв были полностью разработаны греками: две гласных буквы υ и ω, а так же согласные буквы φ, χ и ψ. Остальные 22 буквы, как графические обозначения, так и их названия, берут свое начало из северо-семитской системы письма (к этому числу так же относится и буква «двойная гамма»).

Отметим, что около 800 года до нашей эры для кипрского диалекта греческого языка использовалась силлабическая система письма, так называемая кипрская слоговая письменность, которая насчитывала 55 силлабических знаков и представляла собой усовершенствованную версию силлабической письменности, которая более точно соответствовала языковым потребностям, в отличие от  «Б – линейного письма».

Кипрские силлабические знаки

Кипрские силлабические знаки

Сейчас мы можем говорить, что основой греческому алфавиту послужил финикийский, однако мы не можем утверждать, что первым алфавитом был именно финикийский алфавит.

На самом деле до сих пор ведутся дискуссии о том, когда и где был изобретен первый алфавит. Некоторые ученые склоняются к тому, что впервые алфавитная письменность   стала использоваться в Египте, а именно в третьем тысячелетии на полуострове Синай. Другие же полагают, что алфавит впервые появился в Сирии и Палестине в первой, либо во второй половине второго тысячелетия до нашей эры.

То, что греки заимствовали алфавитное письмо у финикийцев, подтверждается ещё и тем фактом, что почти все самые ранние, хотя их и не так много, надписи, созданные с использованием структурированного и полностью разработанного «согласного» алфавита (10-й век до н.э.), относятся к финикийскому языку и, естественно, имеют финикийское происхождение — территория современного Ливана.

Археологические данные, которых становится от года к году все больше и больше, подтверждают, что существовали интенсивные связи между греками и новой формацией торговцев – финикийцами, которые, начиная с 1100 г. до нашей эры, монополизировали торговлю в средиземноморском бассейне, на востоке и западе.

Археологические раскопки в Аль Мине, что в Сирии открыли свету греческие поселения, которые были основаны у устья реки Оронт. В свою очередь надписи на финикийском языке подтверждают присутствие финикийцев в эгейском регионе, в особенности на Крите и в Эритрее.

Кроме того, письменные источники, дошедшие до наших дней, так же подтверждают взаимодействие двух культур.

Так в эпосах Гомера отмечается, что финикийцы знали толк в обработке меди, были превосходными мореплавателями, однако могли промышлять разбоем и воровством, то есть занимались пиратством.

Положительные и отрицательные аспекты жизнедеятельности финикийцев, которые вызывали как восхищение, так и определённую настороженность, вероятно, способствовали возникновению в Средиземноморье своего рода конкуренции со стороны греков.

Геродот (приблизительно 484-420 гг. до н.э.) дает некоторую информацию о колонии финикийцев в Греции. Упоминается и письменность среди многих прочих новшеств, которые финикийцы внедряли среди греков. Так же сообщается, что буквы имели финикийские названия, что подтверждается надписью датированной серединой 5-го века до н.э. найденной в городе Теос, в Ионии (Малая Азия).

Содержание самых ранних надписей не указывает конкретных причин и предпосылок, по которым греки пришли к тому, чтобы использовать именно этот вид письменности.

Тем не менее, учитывая, что в действительности алфавит был финикийским, очевидно, что греки заимствовали систему этой письменности в первую очередь по причинам, связанным с торговлей, так как основные связи греков с финикийцами были именно торговыми.

Само по себе изобретение алфавита считается одним из наиболее значимых достижений пришедших к нам из древности.  Простота алфавитной системы письма послужила основным фактором, способствовавшим распространению знаний, развитию мысли и системы образования в целом.

Однако, прослеживая  историю других народов, стоит отметить, что в древности значительных результатов в астрономии и математике достигли в Вавилоне, где использовали силлабическую систему письма.

Поэтому было бы не корректно утверждать, что жители Сирии и Палестины, использовавшие алфавитную систему письменности, были в чем-то  умнее или рассудительнее  жителей Месопотамии, которые, как предполагается, использовали силлабическую письменность с использованием пиктограмм.

Стоит отметить, что письменность древнего востока, будь то алфавитная система письма (древнеперсидский язык), либо идеограммы и силлабические знаки (акадская система письменности), по сути, была достоянием малочисленного класса профессиональных писцов, в то время как способность большей части населения использовать письменность оставалась на очень низком уровне.

Не стоит забывать, что даже к 18 веку уже нашей эры, когда мир находился на пороге индустриальной революции, и по прошествии трех веков после изобретения книгопечатания, 90% европейского населения  оставалось не просто безграмотным, но не имело даже возможности научиться читать и писать.

Тем не менее, необходимо ещё раз подчеркнуть, что изобретение алфавита было значительным событием. Прежде всего, алфавитная система была довольно простой в освоении, и поэтому ее распространение происходило относительно быстро.

Первые надписи имеют датировку до 700 года до н.э. и их происхождение локализируют в  тех городах, которые, по всей видимости, до этого  использовали письменность на основе «Б-линейного письма».

Несмотря на быстрое распространение алфавитной письменности  во многих греческих полисах, в большинстве своем это не привило росту общей грамотности.

Взглянем, на пример на Спарту, которая была одним из наиболее мощных полисов, существовавших в архаичный период, и на какой-нибудь другой греческий полис 5-го – 4-го веков с публичным образованием.

Помимо того факта, что сыновья граждан достигших определенного возраста изучали письмо и чтение, спартанцы не показывали особых достижений в литературе или философии, а на политическом уровне не продвинулись дальше завоеваний 7-го века.

В этом свете можно упомянуть и о Крите, который с середины  5го века представлял собой ещё один пример общества, где кроме использования письменности в  административных целях, о чем свидетельствует появление так называемого  «кодекса Гортины» и других административных законов, не проявлялось даже намека ни на демократическое общество, ни на рост общей грамотности.

А вот в Афинах, напротив, благодаря политической системе прямой демократии были созданы предпосылки для массовой грамотности в период 5-го и 4-го столетия до нашей эры.

Участие в управлении полиса, то есть в народных собраниях и в так называемом «Совете Пятисот», было возможно даже для самых низших социальных слоев граждан таких как «феты».

Впервые в истории человечества государственные решения,  которые касались внутренней политической и общественной жизни, так же как и внешней политики полиса, выносились на общественное обсуждение.

Что касается надписей, внесенных в так называемый «Научный свод греческих надписей»  (Corpus Inscriptionum Graecarum) — это надписи из Афин или Аттики.

Большая часть текстов на афинских надписей передавали идею прозрачности и открытости общественных институтов, что по сути является основной чертой демократии, как в соответствии с современной политической теорией, так и в соответствии с   древнегреческими канонами.

Например, в трагедии  Еврипида «Умоляющие» Тесей  говорит, что написанные законы  являются характерной чертой демократии, в то время как тиран трактует закон только в своих личных интересах.

Что примечательно, люди ответственные за редактирование и опубликование текстов с законами были простыми гражданами, которые получили соответствующие  знания чтения и письма в своих семьях или посещая частные уроки.

Вкратце, можно сказать, что это была не просто форма обучения письму и чтению, а именно система обучения, которая отражала общественные условия того времени и которая определяла, кто и на каком уровне может учиться писать и читать.

Серединой 8 века до нашей эры датируются первые греческие алфавитные надписи, происхождение которых локализируется на греческом полуострове, например, самая древняя стихотворная надпись на сосуде, найденном при раскопках Дипилон – главных ворот древних Афин (ориентировочно 740 г. до н.э.), на островах Эгейского моря, как надпись на родосском скифосе (ориентировочно 720 до н.э.) и надпись на  большом сосуде из Феста на Крите (датируется до 700 г. до нашей эры).

Кувшин с надписью, найденный у Дипилон

Кувшин с надписью, найденный у Дипилон

Так же, при раскопках самой древней греческой колонии на западе – Питекузы, что в южной Италии,  была найдена самая большая надпись, и снова в стихотворной форме, той же эпохи (датирована периодом 750-700 г. до нашей эры), выгравированная на кубке Нестора.

Надпись на кубке Нестора

Надпись на кубке Нестора

Речь идет о своеобразном виде гравировки,  которая обычно наносилась простыми людьми на глиняные изделия после обжига, на сосуды  или глиняные таблички, и на другие предметы, сделанные в честь или память кого или чего-либо, на бронзовые или каменные статуэтки.

Фляжка с изображением танцоров (580 г. до н.э.)

Фляжка с изображением танцоров (580 г. до н.э.)

Содержанием первых надписей были имена, незамысловатые описания особых празднеств с танцами и застольем, размышления о вопросах поклонения божествам, что, в целом, и отличало алфавитное письмо от «Б-линейного письма», которое, как мы уже заметили, использовали только для дворцовых нужд, а именно, для составления официальных отчетов и, в некоторых случаях, мастерами для взаимодействия с очень ограниченным кругом лиц.

Напротив, ранние алфавитные надписи, вероятнее всего, были творением простых людей, которые не были профессиональными писцами.

Другими словами, можно сказать, что греки в древности, на раннем этапе использования новой легко осваиваемой системы письма,   использовали ее с целью придания уникальности предметам своего обихода, для самовосхваления, что считалось вполне приемлемым с учетом антагонизма в те древние времена, а так же для  прославления своих божеств.

C течением времени письменность стала все больше и больше проникать во все сферы повседневной жизни. Торговцы могли вести запись своих ценных товаров, ремесленники и мастера подписывали свои изделия, а поэты записывали свои поэтические творения.

В середине 7-го века  острые социальные конфликты, которые  сотрясали  полисы  на всем греческом пространстве, послужили образованию новых греческих колоний от Черного моря до Гибралтарского пролива, а письменность была именно тем средством, которое способствовало контролю стабильности, взаимопониманию и общему укреплению взаимоотношений как в самой Греции, так и между колониями.

Локрия — колония на юге Италии, была среди первых полисов, имеющих записанные законы уже в середине 7-го века, а вот уже в начале 6-го века Солон Афинский (политик и составитель законов) пытался разрешить междоусобный конфликт, который разгорелся в Аттике, с помощью именно записанных законов.

В различных греческих полисах списки имен чиновников использовали как хронологическую систему.

В Афинах велся список фамилий чиновников начиная с  683 г. до нашей эры, в то время как в Спарте существовал список смотрителей начиная с 754 г. до нашей эры.

Так же, софист Иппиас Элидский, после исследований в храме Зевса около 400 г. до н.э., подготовил полный каталог победителей Олимпийских игр в соревнованиях по бегу с момента их введения до его дней. Именно его стараниям мы обязаны наличию точной хронологии первых олимпийских игр с 776 г. до н.э. Список олимпийских чемпионов использовался греками последующих поколений как основная хронологическая система .

Несмотря на все богатство устного литературного творчества древних греков, именно письменность обеспечила сохранность многих литературных произведений.

В 6-м веке, в годы правления тирана Писистрата, в Афинах были записаны гомеровские эпосы, которые начиная с 8-го века приобрели, более или менее, окончательный вид.

В классический период поэты, философы и историки записывали свои труды, по всей видимости, на папирусных листах.

Отмечается, что философ Гераклит Эфесский представил свою рукопись в эфесском храме Артемиды (500 г. до н.э.), а Перикл записал свою речь, прежде чем произнести её перед народным собранием.

Во второй половине 5-го столетия ученные, писатели и философы, такие как Иктин — архитектор Парфенона, автор трагедий Софокл, скульптор Поликлит, философ Анаксагор, именно записывали свои мысли, касающиеся вопросов искусства и науки, а так же параллельно выпускали в свет пособия по различным видам искусств и наук, таких как риторика, медицина.

В четвертом веке, оратор Исократ, используя свое влияние, не только выступал перед народным собранием, а так же распространял свои речи в письменном виде. В эту же эпоху философ Платон выражал свое критическое отношение к письменности и считал, что письменность была неподходящим средством для передачи истинных  знаний.

Так или иначе, процесс письма является своего рода искусством, а при использовании письменного инструмента необходима согласованная координация глаз и рук, что требует длительной практики.

В странах востока профессиональные писцы изучали  письмо организовано в школах. Греки же изучали письмо в зависимости от обстоятельств, зачастую, применяя его сразу на практике, либо обучение происходило непосредственно в семье – это касается так называемого первого исторического периода древней Греции (8-6 век до нашей эры).

Такие авторы древности как Геродот (5-й век до н.э.)  и Павсиний (2-й н.э.) информируют нас о функционировании школ уже  в начале 5-го века до н.э. Однако мы не располагаем информацией о методике преподавания в течение пяти веков существования независимых  греческих полисов, но у нас есть достаточно ясная картина о систематическом подходе в преподавании письма, который использовали учителя в школах эпохи эллинизма, функционирование которых обеспечивалось за счет пожертвований правителей или богатых граждан.

Само по себе детальное исследование языка, которое было начато софистами (5-й век до н.э.) и продолжалось в Академии Платона и Лицее Аристотеля (4-й век до н.э.), было более значимым в кругах греческих философов и филологов.

К примеру, большая часть трудов философа-стоика Хрисаппа (3-й век) была посвящена изучению таких тем как система склонения и синтаксиса.

Изначально греки делали записи без пропусков между словами и предложениями. И такой способ письма, пожалуй, послужил тому, что четкое и интонационно раздельное чтение стало обязательной необходимостью в течении многих веков, хотя уже в 5 в до н.э. в Аттике некоторые афиняне практиковали чтение про себя.

Учебная доска, найденная в Египте (2-й век н.э.)

Учебная доска, найденная в Египте (2-й век н.э.)

Аристофан Византийский  (257-180), один из первых управляющих александрийской библиотекой, ввел знаки препинания такие как знак придыхания и ударения. Что характерно, помимо слитного написания, алфавитная система письма древних греков  основывалась на фонетической, а не на этимологической орфографии.

Основные трудности в обучении письму и чтению в первую очередь представляли собой письменные принадлежности. Помимо дорогостоящих, таких как папирус и пергамент,  существовали и менее затратные формы письменных принадлежностей.

Каждый, кто хотел, мог с легкостью найти большие или маленькие кусочки глиняных сосудов, чтобы написать сообщение соседу, другу или родственнику или даже, при голосовании, записать имя человека, который подвергнется остракизму.

Так же, не так дорого стоили  деревянные дощечки, которые покрывались воском или слоем гипса  и использовались как дощечки для письма, для обнародования призывных списков на военную службу, для обнародования законов и  объявлений различного рода.

На деревянных дощечках, покрытых воском, писали буквы специальным приспособлением – стилусом, изготовленным из  кости, серебра, бронзы или меди, кончик которого был заострен с одной стороны для насечки букв, а другая сторона имела расширенную форму для сглаживания воска.

На «побеленных» дощечках, покрытых гипсом, писали, как и на папирусе, используя  перо и чернила.

Восковые, так и «побеленные» таблички  могли использоваться для записей несколько раз.

Содержание текста, записанного на «побеленной» или восковой дощечке  могло быть с легкостью изменено, что часто и делали на протяжение всего периода их использования, в то время как гравировка на эпитафиях и досках из мрамора или бронзы, не позволяла такого рода легкий изменений в тексте, которые, в случае такой необходимости, были затратными по средствам и времени.

Ειλητάριο. Θεία Λειτουργία Μεγάλου Βασιλείου 12ος αι. Σινά, Μονή της Αγίας Αικατερίνης.

Свиток-книга
Божественная литургия святителя Василия Великого (12-й век, Синай, монастырь Святой Екатерины)

В классический период под понятием книга (библос  или библион), зачастую, подразумевался предмет цилиндрической формы, который состоял из одного большого рулона папируса, свернутого на деревянном или костяном стержне.

Текст записывали столбцами (полосами), которые были относительно большими, если текст записывался в прозе, и имели меньший объём, если текст записывался в стихотворной форме.

Читатель текста, записанного столбцами, держал цилиндр с пергаментом в горизонтальном положении, и каждый раз, понемногу разворачивал пергамент своей правой рукой и  снова скручивал в обратном направлении левой рукой.

Одним из древнейших изображений такого рода книг-свитков является вазовый рисунок художника Онисима, датируемый ориентировочно 490 годом до нашей эры, на котором сидящий молодой человек,  в присутствии двух других подростков, читает свиток, который держит двумя руками.

Упоминается, что во второй половине 6-го века тиран Писистрат Афинский и Поликрат Самоский владели библиотеками. Так же известно, что в Афинах велась торговля книгами во уже второй половине 5-го века.

В 4-ом веке библиотеками владели философские школы в Афинах, например, такие как академия Платона, Лицей Аристотеоля и школа эпикуреизма «Сад Эпикура».

Тем не менее, ни одна из них не могла сравниться с греческой библиотекой александрийского музея, которая, согласно византийскому ученому Иоанну Дзедзису,  содержала 490 000 свитков книг.

Папирусные свитки просуществовали вплоть до конца 2-го столетия нашей эры и были уникальным средством распространения греческой литературы.

В последствие, начиная со второго века, вместо того, чтобы склеивать листы папируса, формируя при этом большие свитки, их начали складывать вдвое и сшивать примерно таким же образом, как и современные книги.

Автор: Анна Миссиу

Перевод: Дмитрий Симаков

Источник

, , , ,

Пока нет комментариев.

Добавить комментарий